вторник, 5 ноября 2013 г.

Об идеологии в играх

Автор: Gremlin
Ссылка на оригинал статьи


Пункт первый, общий.
В КАЖДОЙ игре есть идеология.
Ну если только игра не сводится почти полностью к тактике и пазлсолвингу.

Идеология в данном случае — это набор представлений о том, по каким принципам функционирует «тонкая реальность» игры. Я имею в виду не только сверхъестественные явления (хотя часто и их тоже), а социальные и метафизические законы игровой реальности. Говоря простыми словами, реакция мира на личностные выборы персонажей игроков.


Это не обязательно четко прописанная доктрина или свод лозунгов. Довольно часто участники игры вообще не осознают это как «идеологию» и путают ее с «реалистичностью».

Идеология эта берется из двух источников — личная идеология мастера и идеология автора (авторов) сюжета, сеттинга и системы. Поскольку часто эти рои совмещаются в одном человеке (когда мастер ведет свой сюжет по своему сеттингу) — то можно сказать, что основным «источником» иеологической наполненности игры является мастер. (опять же, мастера очень редко водят по сеттингам/сюжетам, идеология которых резко не совпадает с их собственной).

Ну давайте приведу пример, чтобы разбавить умные абстрактные слова. Пример нарочито грубый и утрированный. Допустим, есть мастер А, который верит в существование настоящей любви, которая меняет человека к лучшему и вообще является одной из важнейших вещей в жизни. И есть мастер Б, который уверен, что все отношения с противоположным полом полностью объясняются и описываются через гормоны на биологическом уровне и обмен ресурсами на социальном. Примерно сходные по общей канве сюжеты про рыцарей, прекрасных дам и драконов в исполнении этих двух мастеров будут выглядеть по-разному. «Романтические линии» персонажей в этих двух сюжетах будут по-разному восприниматься и оставят разное впечатление и эмоции у играющих. Причем, с хорошей вероятностью каждый мастер будет уверен, что он просто «ралистично отыграл» своих NPC.

Пункт второй, общепрактический.
«Жизненная идеаология», о которой я веду речь как правило представляет собой набор нефальсифицируемых утверждений разной степени осознанности. Т.е. это всегда предмет веры. С точки зрения методологии познания, вера в то, что все люди на самом деле по сути хорошие, а если ведут себя плохо, то это потому, что их тяжелая жизнь испортила и вера в то, что все люди на самом деле злобные эгоисты, и воздерживаются от свинского поведения только из страха наказания или в обмен на какие-то блага — это одинаково «обоснованная» вера.

Поэтому одним из важных шагов совершенствования себя как мастера (и как человека в целом) я считаю работу по осознанию своей идеологии. И осознанию того, что это не «мир какой он есть на самом деле», а «мир, каким я его вижу». Эта работа очень трудная, поскольку большая часть идеологии среднего человека переставляет собой эмоционально заряженные интроекты, и утверждение о том, что реальность не такова, вызывает сильное сопротивление. К сожалению, чтобы дальше раскрыть эту тему, мне пришлось бы страницами цитировать учебники по психологии, что немерянно затянуло бы этот пост (а его и так не все до конца осилят). Поэтому кому интересно — гуглите по слову «интроект» и если что непонятно — задавайте вопросы мне в личку.

Пункт третий. Личный опыт и практика.
Возвращаемся к идеологии в играх и что с ней делать мастеру и игрокам.

Для меня лично игра, которую я вожу — это таки искусство. И как любое произведение искусства она передает мое видение мира. По сути, в игре я предлагаю игрокам взглянуть на мир моими глазами, принять на время игры мою идеологию и попробовать через своего персонажа «пожить» в ней. Я осознаю, что как любое произведение искусства, хорошая игра, которая «цепляет» игроков, несет воспитательную функцию. Я не вижу в этом ничего плохого, а только хорошее. :)

С другой стороны, я никогда не ставлю себе цели сознательно воспитывать игроков или индоктринировать им какие-то части моей идеологии. Я всего лишь предлагаю посмотреть и оценить определенное видение мира, а игроки сами вольны решать, нравится ли оно им и хотят ли они из него что-то почерпнуть для себя.

И поэтому я предпочитаю не водить игроков со слишком жесткими идеологическими установками, которые не готовы «подвинуть» их даже в игре и не способны даже на время и «понарошку» принять никакое отличное от собственного видение мира. Хорошей игры у нас с ними не получится, а конфликтовать без толку я не люблю.

Как игрок я всегда пытаюсь вникнуть в предлагаемый мастером мир и понять, какое «идеологическое послание» он несет. Естественно, у меня, как и у любого человека есть свои предпочтения и идиосинкразии. И именно осознанность своей идеологии и внимание к идеологии мастера часто помогает мне не наступать на грабли и не играть в игры, которые будут мне неприятны. Ну или как минимум, вовремя уходить с таких игр, мирно и вежливо расставаясь с мастером и другими игроками.

Ну и в качестве финального аккорда, надо отдать дань культистским заморочкам :) Понятно, что у игроков с более-менее сходными идеологиями совместная игра с большей степенью вероятности будет хорошей и принесет удовольствие всем. Другое дело, что в силу слабой осознанности идеологических интроектов, и понимания их как чего-то «само-собой разумеющегося» как правило бывает очень трудно «обговорить все на берегу» и заключить сколько-нибудь внятный социальный контракт касающийся именно этих пунктов. И, боюсь, что никаких внятных рекомендаций, кроме уже упомянутого осознавания собственной идеологии и внимания к чужой, я здесь предложить не могу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий